Искусство древней Мексики, искусство индейцев
Искусство древней Мексики, искусство индейцев, как считает археология, развивалось на протяжении трех тысяч лет. По мнению историков рождение мексиканского искусства относится ко второму тысячелетию до нашей эры, а его утрата произошла в 16-м веке, когда местные жители были превращены в рабов европейцами.
Древнее мексиканское искусство, как считается, сложилось в совокупности культур многих различных индейских племен. Хотя и не жили все они прямо таки по-соседству, но, как это обычно происходило в истории, местные культуры друг друга дополняли, образовывая нечто единое, которое мы теперь именуем древней индейской цивилизацией.
Считается, что индейской цивилизации около 3-х тысяч лет. За это время индейская культура прошла большой и довольно сложный путь развития. Индейцы всегда были искусными земледельцами, а также строителями. Их знание астрономии удивляет и все говорит о том, что им была доступна в совершенстве логика математических формул.
Испанцы, когда высадились на материке, были поражены грандиозным великолепием улиц, построек, обилием золота, которое у индейцев считалось материалом для поделочных работ, наряду с глиной или камнем.
Археологи считают, что создание художественного произведения в Древней Мексике было своеобразным религиозным актом, что после того, как скульптура была завершена, приходили люди, чтобы поклониться новому образу божества и принести ему жертвы. Но вряд ли это было так. Скорее всего все было намного прозаичнее. Например, считается, что "Палеолитическая Венера" - это талисман на удачу, символ плодородия, но никак не баловство какого-то человека, который просто вылепил комическую фигурку своей жены, показал мужчинам племени и всем понравилось. Последнее представляется более правдоподобным.
Древнемексиканское искусство создавалось с течением времени многими племенами и несет в себе печать самых разных культур. Самые ранние памятники искусства индейцев относятся к середине 2-го тысячелетия до н.э. Это были маленькие полуобнаженные женские фигурки из обожженной глины.
В культуре Запада - у индейцев, населявших тихоокеанское побережье, - встречаются многочисленные изображения воинов и рожениц. Они выполнены из красной глины, их пропорции кажутся нарушенными, но они поражают своей выразительностью и остротой.У "Воина с палицей" - сильно укороченный торс и большая, ушедшая в плечи голова, его руки как бы срослись с палицей, которую он держит.
Сапотекская пластика, развивавшаяся на юге Мексики, отличается пышностью и орнаментальной нагруженностью, особенно проявившейся в погребальных урнах. Они напоминают фантастические растения, за сложным орнаментом часто скрываются символы, зашифрованные от непосвященного глаза.
Тотонакская культура выделяется особым изяществом форм. "Ача" (ритуальны топор) - в виде мужской головы в высоком головном уборе - одно из самых знаменитых произведений древнемексиканского искусства. В этом памятнике искусства строгость линий уживается с богатством орнамента, изящество с монументальностью, свойственной мексиканскому искусству в целом.
Наиболее разнообразным было искусство индейцев Майя. К цивилизации Майя относятся грандиозные храмовые комплексы с культовой скульптурой, представление о которой дает статуя "Чак-Мооля" - бога дождя, стоявшая перед храмом. "Чак-Мооль" держит большую чашу, куда помещались ценные подарки.
Древнее мексиканское наследие сравнительно недавно стало объектом большого мирового интереса и изучения. Оно вошло в историю мирового искусства в то время, когда там уже прочное место завоевал Древний Египет и европейская классика, поэтому художественные принципы мексиканской античности кажутся неожиданными и непривычными. Их изучение расширяет представление об эстетических нормах искусства, обогащает восприятие мировой истории художественной культуры во всем ее многообразии.